Основные принципы военной пропаганды. Разработаны ещё во время Первой мировой, актуальны всегда!
Не надо изобретать велосипед, ведь всё придумано до нас. Большинству технических изобретений человечество обязано именно таким глобальным военным конфликтам, как Первая мировая и Вторая мировая войны, когда государства буквально за считанные годы делали огромные прыжки в развитии, стараясь победить своих соперников, опередив их в развитии. Прогресс наблюдался не только в технике, гуманитарии тоже не сидели сложа руки. В своей работе, опубликованной в 2001 году, бельгийский историк итальянского происхождения Энн Морелли, вероятно, впервые на такую широкую аудиторию озвучила основные принципы пропаганды, которые использовались во всех вооруженных конфликтах 20 века. Её книга так и называлась «Основные принципы военной пропаганды».
В своей книге Энн Морелли опирается на труды английского политика Артура Понсонби, опубликованные ещё в 1928 году и названные автором ещё более честно — «Ложь в военное время». В его трудах описаны основные механизмы пропаганды, применявшиеся во время Первой мировой войны.
Мы — не такие!
Рассмотрим же самые важные принципы военной пропаганды, которые практически без изменений прошли два величайших военных конфликта в истории человечества и всё ещё свежи. Здесь я не буду давать оценок и проводить параллели, а только проиллюстрирую основы, использованные различными сторонами военных конфликтов на протяжении всего времени, начиная с Первой мировой.
Мы защищаемся и не хотим войны
А кто же её хочет? Населением любой военный конфликт воспринимается отрицательно, если не объяснить, что это всего-лишь самозащита. С появлением демократии, правительства нуждаются в поддержке населения. Именно поэтому руководители стран-участниц конфликта всегда будут заверять граждан, что не хотят войны и тогда вынужденная война будет восприниматься населением более положительно.
Под маской мира идут самые страшные войны!
Только противник несет ответственность за развязывание конфликта
Каждая из сторон обычно утверждает, что была вынуждена вступить в войну, чтобы помешать другой стороне разрушить её собственные ценности, поставить под угрозу свободу или саму возможность существования государства.
Именно в соответствии с этим принципом, приводит пример Энн Морелли, США в своё время объявили войну Ираку, поскольку тот, по словам США, не оставил им иного выбора. Американцы утверждали, что только защищались, а за развязывания войны ответственность несет сам Ирак.
Согласно эту же принципу. Риббентроп в середине 20 века оправдывал действия Германии так: «Польша должна пойти на уступки, поскольку решение о войне и мире зависит не от Германии, а от Польши. В некоторых важных для нас вопросах Польша должна уступить и выполнить наши требования, без которых мы не может обойтись. Если Польша откажется, то ответственность за конфликт будет лежать на ней».
Обесчеловечивание лидера противоборствующей стороны
Вот, буквально — лидер врага является воплощением всего наихудшего, истинным злом во плоти! Морелли пишет в своей книге, что вместо направления ненависти на людей другого государства, следует направить её на лидера, тогда у врага появится лицо, которое и станет наглядным объектом для ненависти. Вражеского лидера всегда выставляют извергом и монстром, как это ни раз уже было, например, с Милошивичем или Саддамом Хусейном.
Две стороны. Два взгляда!
Защита благородного дела, а не частных интересов
Экономические и геополитические цели всегда маскируются идеалом и моральными ценностями — защитой демократии и малых государств, уничтожением коммунизма, милитаризма, капитализма и так далее. Пропаганда должна убеждать население, что война ведется исключительно из благородных побуждений.
Враг совершает военные преступления
Рассказы о зверствах врага являются одним из ключевых элементов военной пропаганды. Жестокость в вооруженном конфликте присутствует всегда, но акцент на том, что зверства совершает только враг, а другая сторона всегда играет по правилам, превращает суровую правду в пропаганду. Более того, пропаганде даже не нужны реальные факты, выдуманные истории подойдут ничуть не хуже. Главное, как можно больше демонизировать врага в глазах собственного народа.
Запрещенное и негуманное оружие
Цель пропаганды — всегда сообщать о том, что враг использует запрещенное оружие и негуманные методы ведения боевых действий. Данный принцип вполне дополняет предыдущий, мол, мы не зверствуем, а совершаем крестовый поход, как честные рыцари в сверкающих доспехах, сражаемся по правилам. Например, во время Первой мировой, согласно этому принципу, каждая из сражающихся сторон обвиняла другую в применение боевых отравляющих веществ.
Замалчивание собственных потерь и преувеличение потерь врага
Это очевидный и логичный принцип. Например, во время войны в Ираке американским журналистам запрещалось распространять в СМИ фотографии погибших американских солдат, в то время, как всячески поощрялись публикации об огромных потерях армии Ирака и описании того, что армия Ирака практически не оказывает сопротивления бравым американским солдатам.
Элита страны поддерживает нас
Согласно этому принципу поощряется и всячески выпячивается поддержка творческой элитой и интеллигенцией правильной стороны конфликта. Например, во время Первой мировой интеллигенция каждой из стран-участниц конфликта массово поддерживала свои страны и собственное правительство в военных вопросах, а также оказывала посильную поддержку собственной армии. Художники, писатели музыканты (лидеры мнений, как их назвали бы сегодня) посильно вносили свой вклад в пропаганду в своих сферах деятельности.
Наше дело правое — мы победим!
Любую войну можно представить настоящим крестовым походом, подкреплённым божественной миссией, от которой нельзя уклоняться. Борьба добра и зла всегда находит отклик в людских сердцах. Достаточно вспомнить насущную потребность в распространении демократии, которой занимались США на протяжении всей второй половины 20 века.
Кто не с нами — тот против нас!
Пожалуй, наиболее важный принцип военной пропаганды, который позволяет лишить народ любого государства возможности сомневаться в правильности всего остального. Достаточно лишь декларировать, что все сомневающиеся в родной пропаганде являются предателями и помогают врагу. Тот, кто ставит под сомнение, хотя бы один из принципов, сам является врагом. Есть только две стороны: хорошая и плохая, черное и белое. Отсутствие полутонов. Граждане могут быть только за или против зла. Плюрализма мнений нет! Любая оппозиция должна быть дискредитирована. Таким образом, данный принцип дополняет все остальные принципы.
Эти десять принципов далеко не полностью отражают всю многогранность военной пропаганды, но являются обязательными для использования всеми сторонами конфликта. И если вы найдете совпадения с каким-либо военным конфликтом 20 века, то они не случайны лишь потому, что так делали, без исключения, все стороны конфликтов со времен Первой мировой!