Вся правда о новом маршруте в Крым. Рассказываю, из-за чего меня чуть не завернули при въезде на сухопутный коридор в Крым.

Вся правда о новом маршруте в Крым. Рассказываю, из-за чего меня чуть не завернули при въезде на сухопутный коридор в Крым.

Проезжая мимо «Азовстали»

Изюминкой моего маршрута в Крым в июле 2023 года стал проезд по сухопутному коридору. Я очень боялся, что Чонгарский мост не успеют восстановить и мне придется ехать через Армянск, что добавит пару сотен километров по совершенно разбитым дорогам. Но мост восстановили с опережением графика и вечером 11 июля мы пересекли его.

Знаю, что многие боятся ехать в Крым сухопутным коридором. Да чего уж там? Многие просто бояться ехать в Крым! Но поспешу успокоить всех, кто планирует таки поездку в Крым этим летом — на всём пути я ни разу не ощутил какой-либо опасности или волнения за себя и свою семью с которой ехал в одном автомобиле.

Дороги

Качество дорог хорошее. Местами отличное, местами приемлемое. Кое-где ещё идет ремонт и стоят знаки временного ограничения скорости, которые никто не соблюдает. Я поначалу пытался по привычке сбрасывать скорость, но понял, что я единственный, кто таким образом тормозит поток и просто отпустил ситуацию.

Дорога по сухопутному коридору даёт почувствовать давно забытый водительский драйв от вождения по понятиям. Едешь с комфортной скоростью, которая зависит лишь от твоего автомобиля и дорожных условий. Обгоняешь, руководствуясь здравым смыслом. Никаких камер контроля скорости и дорожной полиции на сухопутном коридоре нет. В то время как в «материковой» России, особенно по пути на юг, предназначение дорожных знаков и разметки вовсе не в повышении безопасности дорожного движения. Полагаю спорить с этим никто не станет. Столько информационного мусора собьют с толку даже бывалого шофера. А цель одна — чтобы человек заплатил штраф! На возвращённых территориях пока не до этого. Попадаются машины ВАИ, но гражданских они не трогают.

Пробки

Пробки отсутствуют полностью. Даже несмотря на наличие некоторого количества блок-постов, где приходится объезжать «змейкой» бетонные блоки. На всём пути следования я насчитал их около десяти, но честно говоря, сбился со счета уже на четвертом или пятом, так что это не точно.

Бензин

Во всех крупных городах есть заправки. В Мариуполе и Мелитополе уж точно есть. За качество бензина не скажу, а цена за литр выше, чем в Ростовской области, Краснодарском крае и даже чуть дороже, чем в Крыму. Поэтому я заправил полные баки и канистру 20 литров еще в Ростовской области. Канистра не пригодилась, но лучше иметь и не пользоваться, чем испытывать потребность и не иметь.

95-го бензина местами нет. 92-й бензин и дизель есть везде.

Впечатления от дороги

Впечатления двойственные. Если ехать и не смотреть по сторонам — обычная хорошая дорога южного региона. Но если приглядываться, то есть нюансы. Где-то противотанковые надолбы в несколько рядов уходят до горизонта в поле, где-то в поле работают сапёры, а на обочине висят плакаты предупреждающие о запрете остановки, поскольку обочины могут быть заминированы, где-то в стороне летят военные вертолёты.

Яркое контрастное впечатление оставляет Мариуполь, особенно дорога вдоль Азовстали.Словами это не описать настолько точно. Лучше это увидеть самому. Наверное, каждый после этого поймет что-то своё, но это действительно того стоит.

На въезде в Мариуполь.

В городе до сих пор витает запах гари, многие здания ещё полностью не восстановлены, но на первых этажах уже работают летние кафе и магазины. Люди на остановках ждут автобус, кто-то идёт в магазин, дворник моет дорожное ограждение. Строители строят новый мост через Кальмиус вместо временного, которым в своё время заменили разрушенный. А за мостом в низине на путях замерла сгоревшая электричка. Но жизнь продолжается.

Мелитополь в этом плане кардинально отличается, ведь здесь не было боёв и город никак не пострадал. На въезд сюда отдельный КПП. Обычные туристы идут по объездной, но мне нужно было встретиться с Яшей. В город запустили без лишних вопросов, когда узнали, что еду к товарищу. На выезде снова поинтересовались, зачем заезжал. Узнав зачем, улыбнулись в ответ. Вообще большинство солдат на КПП общаются с водителями на позитиве. Ни разу за всю дорогу не почувствовал на себе недоброго взгляда и не услышал худого слова.

Встреча с Яковом в Мелитополе.

К слову, в Мелитополе мы отобедали в столовой, оставив менее 700 рублей на троих (суп, второе, десерт и компот). Поэтому если я захочу ещё раз дешево и вкусно поесть, теперь я знаю где это сделать!

Контроль на въезде

Поскольку весь сухопутный коридор проходит по территории, которая считается зоной СВО, то без контроля на въезде, выезде и по пути следования не обойтись и к этому необходимо себя готовить. Относиться ко всему происходящему с пониманием, пытаясь поставить себя на другую сторону.

На въезде через Новоазовск (КПВВ Весёло-Вознесенка) ожидание до заезда в зону контроля составило около часа. Грузовики проходят контроль отдельно, легковые автомобили стоят в своей очереди. В зону контроля запускают по несколько машин, чтобы не создавать внутри излишнего ажиотажа. На въезде в эту зону командует отдельный человек в камуфляже.

Поскольку я ехал с оружием (охотничье ружьё и травматический пистолет), переживал, что именно оно станет камнем преткновения. Даже распечатал ответ Росгвардии о том, что ехать в Крым с оружием в этом году можно. Каково же было моё удивление, когда причиной по которой нас хотели завернуть ещё до въезда в зону контроля стала нотариально заверенная копия свидетельства о рождении моей дочери.

Оригинал мы не возим дабы избежать его преждевременного износа и утраты, поскольку в своё время рожали за границей и восстановить свидетельство о рождении, случись что с ним, будет не просто. Уже того консульства нет, в котором его нам выдавали. Поэтому всегда обходились нотариально заверенной копией, которая по закону имеет силу оригинала. Кто бы мог подумать, что рядовой сотрудник КПП может не разбираться в основах Российского законодательства и положить на него своё большое вето? Однако долгие переговоры с вышестоящим начальством дали результат и нас запустили в зону контроля. На проверке документов штатными таможенниками нотариальная копия свидетельства о рождении не вызвала никаких вопросов. Вещи также не досматривали. Предъявил пограничнику разрешения на хранение и ношение оружия, он посмотрел их и даже не попросил предъявить само оружие. Для приличия лишь посмотрел в открытый багажник.

Контроль в пути

Как я уже написал выше, в пути нас ждали несколько КПП с военными, на которых, по идее нужно останавливаться и показывать паспорт. Однако так было только на первом КПП после въезда на возвращенные территории. На втором КПП я просто остановился и мне махнули рукой, мол, езжай дальше. На третьем спросили, пишет ли регистратор и попросили его выключить. Мол, вести видеосъемку нельзя. Я не стал возражать и просто убрал его в подлокотник. Дальше большинство КПП проезжал без остановки, просто снижая скорость. То ли УАЗик, то ли моя бородатая морда в уставной армейской кепке и зеленой футболке внушали доверие.

На одном КПП уже после Мелитополя, я просто поднял руку, приветствуя бородатого чеченца с автоматом, стоящего на контроле. В ответ он сделал такой же жест и я поехал дальше.

Пару раз меня спрашивали не военнослужащий ли я, на что я отвечал честно, что нет. А непосредственно перед въездом на КПВВ Чонгар, я как-то слишком борзо обогнал фуру и солдатик разруливающий потоки, меня немного притормозил, давая выехать встречной фуре, потом что-то прокричал мне маша рукой в сторону технологического заезда, на территорию огороженную забором. Я высунулся и поинтересовался, мол, точно ли в Крым туда?

— Ааа… Я думал ты военный, — разочаровался солдатик, — в Крым туда, — махнул он рукой в другую сторону. Всё-таки, как ни крути, а форма творит чудеса.

Контроль на выезде

На выезде через Чонгар я практически не стоял в ожидании, пока меня запустят в зону контроля, всё-таки в Крым не так много машин идёт сухопутным коридором. В основном фуры, но они стоят в отдельную очередь. Зато история с нотариально заверенной копией свидетельства о рождении повторилась. Сильно подозреваю, что здесь работают новые граждане России, которые еще год назад были настоящими окраинными таможенниками и российские законы им в диковинку.

Когда прапорщик уже в возрасте позвал своего начальника я не удивился. Однако когда его начальником оказался лейтенант только весной из училища (две звезды), который начал мне вещать про пересечение госграницы без надлежащего документа, я с ним даже не стал спорить, лишь уточнил чей Крым и где тут госграница. Предложил ему отправить нас назад, он почему-то отказался. В общем я веселился, поскольку задержать нас было не за что, а не пустить в Крым нас тоже не могли. Что ещё оставалось лейтенанту?

Билетик, который дали при въезде на КПВВ Чонгар. Цифра означает количество людей в машине. После проверки документов дают такой же но зеленого цвета, который надо отдать покидая зону досмотра.

Да, всё это его задело и нас досмотрели по полной, а также провели беседу с психологом, где ребенку и жене задавали разные вопросы: как зовут маму, когда у папы день рождения и тому подобное. Обычная практика, чтобы выяснить, действительно ли это семья и не везут ли взрослые чужого ребенка по подложным документам. Как я писал выше, ко всему этому необходимо относиться поставив себя на их место. Такое время и такое место, что лучше перебдеть. Чего уж там!

Все чемоданы пришлось вынуть из машины и открыть. На этот раз пограничник даже сверил номера на оружии, разумеется из моих рук и без попытки куда-либо записать эту информацию.

На выезде сообщили о ракетной опасности и просили при проезде моста держаться не ближе ста метров к впереди идущему грузовику.

А за мостом нас встретил старый добрый солнечный Крым. Качество дороги немного ухудшилось, это вам не «Таврида».

Видео из моей поездки в Крым в июле 2023 года

Александр Ивашков