Обрезы времен гражданской войны, это оружие нападения или защиты?

Обрезы времен гражданской войны, это оружие нападения или защиты?

Надо понимать, что не от хорошей жизни обрезы делают. Нормальный крестьянин берданку (или, что там у него есть) обрезать никогда не станет. Длинноствольное ружьё или винтовка в хозяйстве всегда нужнее. С длинным стволом и на охоту пойти можно, и за красных, и за белых, или даже против всех. Стреляет оно не в пример точнее и дальше, чем обрезанный вариант.

Даже под угрозой изъятия проще спрятать целиком винтовку, чем пилить её. Другое дело, если нужно оружие носить с собой не привлекая лишнего внимания, а пистолета или револьвера под рукой нет. Вот здесь пила и ножовка спешат на помощь.

В представлении современного человека классический обрез «Мосинки» или «Берданки» ассоциируется с образом кулака-мироеда, стреляющего в спину комиссара отряда продразверстки. По сути, так оно и есть. Обез является, прежде всего, криминальным оружием скрытого ношения при отсутствии более подходящих вариантов. Бандитское оружие, не крестьянское. При этом надо понимать, что бандитом может оказаться и мирный с виду крестьянин.

К.лассическое применение обреза.

К.лассическое применение обреза.

Как бы точно не обрезали ствол в кустарных условиях, а заводской точности не добиться. Для нарезных стволов крайне важен правильный дульный срез, и фаска на нём не спроста имеется. А когда под рукой только ножовка, рашпиль и тиски, качеством работы можно только тех же комиссаров пугать в упор. Ко всему прочему добавим патроны с медленным винтовочным порохом, большая часть которого не успевает сгореть в коротком стволе обреза. В любом случае прицельная дальность сокращается метров до пятидесяти, в лучшем случае, как и у любого короткоствола.

Поэтому только ближний бой, да еще из засады или в упор, чтобы наверняка. Потому, как скорость и удобство перезарядки таких обрезов вызывает много вопросов, если сравнивать с обычным короткостволом. И ладно еще «Мосинка, а однозарядная «Берданка»? Получается, что залог успешного применения обреза — внезапность! Практически, как у снайпера: один выстрел — один трофей. Второго шанса могут и не дать.

Теоретически можно было использовать и в конном бою в качестве оружия рейтара, который стреляет в такого же конника, но тут уже предпочтительнее что-то стреляющее картечью. Та же двустволка короткая. Не зря их уважали кавалеристы времен гражданской войны в США. Так что нашим махновцам полвека спустя было с кого пример брать!

Александр Ивашков