Как я провел 9 мая, или почему я не отмечаю день Победы в городе

Как я провел 9 мая, или почему я не отмечаю день Победы в городе

В последние годы не праздную день Победы в городе и совершенно не жалею об этом. Вся показная напыщенность моментально спадает, когда в этот день попадаешь в места, где эта самая Великая Победа ковалась на протяжении долгих четырех лет в зимнюю стужу, летний зной и осенне-весеннюю распутицу, под комариный гул и всепроникающую сырость болот.

Уже не первый год я провожу этот день в местах прорыва блокады Ленинграда. В этом году был выбран маршрут по участку Путиловского тракта от Синявинских высот до Гонтовой липки с форсированием речки Чёрная в районе взорванного моста и выходом на электропросеку в районе Двора охраны, а дальше пешком до Тортолово вдоль болота Хандрово. К сожалению, не все планы удалось воплотить. Зато в этом году к нам присоединился мой товарищ с семьей и мы ехали двумя машинами.

В конце статьи я опубликую видео, которое я снимал в той поездке

Форсируем речку Чёрная

Форсируем речку Чёрная

Сразу пришлось поменять направление движения, поскольку заехать со стороны Синявинских высот и мемориала не вышло. Въезд был перекрыт полицией, количество людей приехавших сюда зашкаливало. Парковались чуть ли не за километр и потом шли к мемориалу потому, что свободного места на обочине не было. Кстати, очень показательное посещение распиаренных мест. А парой километров ниже, на месте прорыва блокады Ленинграда в районе Пятого рабочего поселка — никого!

Посетили памятник в месте прорыва Блокады Ленинграда в Пятом рабочем поселке

Посетили памятник в месте прорыва Блокады Ленинграда в Пятом рабочем поселке

На Путиловский тракт мы заехали с обратной стороны, через Крутой ручей и, проделав путь бойцов Волховского фронта, форсировали речку Чёрная, выйдя к урочищу Гонтовая липка. В сторону перекрытого Синявино решили не ехать, а отправились в сторону электропросеки и дороги на Тортолово, где были вынуждены оставить машины на противотанковом рубеже. Этот рубеж и сегодня очень успешно останавливает любые транспортные средства кроме специально подготовленных. Правда, уже не противотанковыми надолбами и заградительным огнем…

Один из множества памятников в лесу

Один из множества памятников в лесу

Пеший маршрут тоже закончился несколько раньше запланированного. Все-таки детям было сложно. Надо отдать должное, они и так весьма не плохо держались и мы смогли дойти с ними до восстановленного наблюдательного пункта 372-й стрелковой дивизии.

Дети дошли

Дети дошли

Организовали там небольшой урок НВП для детей в виде броска гранат (не волнуйтесь, гранаты были страйкбольные), чтобы хоть как-то их взбодрить и отправились в обратном направлении.

На всем протяжении маршрута мы посетили множество памятников советским бойцам. Раскопки останков идут до сих пор. Учитывая, что я тут не впервые, отметил появление новых памятников неизвестным солдатам, на месте их гибели. К сожалению, такой работой здесь заниматься можно будет еще не один год. Ведь на Синявинском мемориале захоронено не более 20 тысяч бойцов, а безвозвратные потери (включая пропавших без вести) только на том участке наступления составили более ста тысяч человек.

Недавно здесь подняли бойца

Недавно здесь подняли бойца

Маршрут по дорогам войны занял у нас около шести часов. Вернувшись на дачу и подкрепившись, вечером мы выехали посмотреть праздничный салют в Кировске. Немного застали окончание концерта.

Праздничный концерт в Кировске

Праздничный концерт в Кировске

Искренность и душевность праздничных мероприятий в небольших городах, особенно в тех, что расположены на местах ожесточенных боёв, где каждый бывший мальчишка видел кости солдат и добывал порох из копаных патронов, никогда не сравнится с помпезностью военных парадов Москвы, праздничных мероприятий Санкт-Петербурга и других крупных городов, где толпы людей требуют только зрелищ и вовсе не готовы промочить ноги, пройдя дорогами, по которым шагали советские бойцы, каждый день приближая Великую Победу.

Александр Ивашков