Возможно ли партизанское движение сегодня и усложнит ли оно ход СВО
История знает массу примеров успешного партизанского движения. Например, достаточно вспомнить Отечественную войну 1812 года, Великую отечественную 1941-45 годов, Афганскую кампанию конца прошлого и начала нашего века. В последнем случае регулярным частям вооруженных сил (сначала советским, затем на те же грабли напоролись американцы) противостояли распределенные на территории отряды местных, действовавшие во многом именно партизанскими методами.
Постоянные тревожащие противника удары малыми группами (дал-дал, ушел), подрывы мостов, железнодорожных путей, складов, уничтожение любой инфраструктуры противника. Уклонение от прямых масштабных боевых столкновений. В большинстве случаев, партизана невозможно уничтожить в открытом бою, он не примет такой бой. В сегодняшней реальности, днём он будет стоять в очередях за гуманитаркой, а ночью взорвёт склад с ней.
Такие методы ведения боевых действий вкупе с совершенно беспринципным отношением населения к тому, кого приказано считать врагом, в своё время не позволило и англичанам покорить Афганистан, и это во времена когда военные победы во многом ковались дисциплиной и стойкостью, которых англичанам было не занимать. Все-таки, это была армия, завоевавшая половину мира в своё время.
Сегодня времена изменились, а с ними и тактика ведения боя. Появилось множество новых эффективных средств уничтожения, позволяющих вести боевые действия без личного контакта бойцов. Фактически, сегодня можно вывести из строя большинство военных объектов противника (склады ГСМ и боеприпасов, транспортные узлы, критически важную энергоструктуру), вбомбив противника в условия средневековья еще до введения собственных войск на его территорию. Это дорого и поэтому доступно далеко не всем армиям мира. Дорого, но эффективно. Но лишь до тех пор, пока на сцене не появятся партизаны. Такими методами нельзя освобождать территории, так их можно только захватывать.
Сегодняшнее партизанское движение не будет рыть землянки в лесах, как это делали партизаны в середине прошлого века. Не будет сидеть в горах и труднодоступных ущельях, как это было в Афганистане. Сегодняшние партизаны возьмут на вооружение тактику крестьян начала 19 века, воевавших с войсками Наполеона Бонапарта. Днём он мирный житель, а ночью, если никто не смотрит, может учудить. И обязательно учудит, как только отвернёшься. Всё новое — хорошо забытое старое.
Множество разрозненных подпольных ячеек в городах и посёлках вместо сводных партизанских отрядов, живущих в лесу. Объединить эти ячейки и заставить действовать слаженно сегодня, в век информационных технологий, проще простого. И сегодня, когда широкому потребителю стали доступны квадрокоптеры с огромным по городским меркам радиусом полета, такие подпольные ячейки могут оказаться весьма опасными.
Я вспоминаю как прошлым летом, отдыхая под Евпаторией, на День флота отменили все массовые мероприятия, когда один из подобных квадрокоптеров, то ли сам упал, то ли гранату скинул на крышу штаба Черноморского флота в Севастополе. Тогда никто не пострадал, но случай показал практическую незащищенность любой гражданской или военной инфраструктуры в глубине страны от партизанских атак, подобных этой.
Следует понимать, что партизанское движение в таком виде, действительно, способно усложнить действия любой армии, в том числе и нашей в ходе проведения СВО. Именно поэтому вести боевые действия необходимо максимально гуманно по отношению к мирному населению, не вбамбливать противника в каменный век, не настраивать потенциальных партизан против себя. Именно так и действует наша армия, насколько это возможно в такой обстановке, минимизируя проблемы местного населения.
Дальше дело за агитацией, в первую очередь, наглядной. Увидёв, как на освобожденных территориях всё меняется, как вновь отстраиваются разрушенные кварталы, как быстро ремонтируются дороги и переправы, как наступает мирная жизнь, потенциальный партизан и подпольщик скорее станет честным гражданином, чем будет приступать закон и разрушать вновь обретенное счастье своих соседей, таких же как и он простых людей. Если же не говорить об этом, не показывать, а главное, не делать — люди так и останутся озлобленными, оставленными наедине с нерешенными проблемами и тяжелыми мыслями. На такой почве всегда дают хорошие всходы ростки экстремизма. Им будет всё-равно, кто виноват. На кого покажут, тот и виноват. А показать будет кому. Спецслужбы и пропаганда работают и по ту сторону.