Рассказываю, зачем наматывают тряпки на миномётные мины перед стрельбой. Всё просто!
Никогда ранее не задумывался об этом, да и на кадрах военной хроники сороковых годов подобного не замечал, а тем более, в кино про Великую Отечественную. С кино то, как раз, всё понятно, его и так не всегда исторически верно снимают, но кинохроника…
А вот на «кинохронике» последнего времени довольно часто мелькают в кадре эти белые тряпки завязанные вокруг хвостовика минометной мины. И у меня, как человека у не служившего (я этого никогда не скрываю) всегда возникает вопрос— зачем наматывают эти белые тряпки на мины? Тем более в кадре они всегда такие чистые, как только что стиранный подворотничок. И это на передовой!
Рассказываю, зачем наматывают тряпки на миномётные мины перед стрельбой. Всё просто!
Первое, что мне пришло в голову — тряпка работает, как пыж в ружейном патроне, не позволяя пороховым газам вышибного заряда просочиться мимо мины. Учитывая, что мина закидывается в ствол миномета сверху и свободно падает по этому стволу, плотной обтюрации там и в помине нет.
На самом деле, оказалось, что это даже не совсем тряпки, а тряпичные мешочки с порохом, которые закрепляют на хвостовике мины, увеличивая таким образом мощность вышибного заряда. Без мешочков стреляют на близкое расстояние. Установив один, два, или иное необходимое количество дополнительных зарядов, артиллеристы увеличивают дальность полёта мины, изменяя её начальную скорость. Разумеется количество дополнительных зарядов просчитывается по баллистическим таблицам. Где-то нашел информацию, что каждый такой тряпичный мешочек, наполненный порохом, увеличивает начальную скорость 120 мм мины примерно на 30 м/с.
Дополнительные заряды для каждого калибра просчитаны заранее и поставляются вместе с боекомплектом. Изначально они запечатаны в полиэтиленовый пакет. Вскрывают их непосредственно перед выстрелом и закрепляют на хвостовике мины. Поэтому в кадре они всегда такие чистые и белые. Всё оказалось просто!