Рассказываю, почему у некоторых народов запрещено охотникам ночевать в лабазах
Лабаз это такая постройка для хранения припасов и других вещей.
В культуре жителей севера Западной Сибири (селькупов, остяков-самоедов) не принято ночевать в лабазе, даже если ночь застала тебя вдалеке от жилья или охотничьего зимовья.
Сложно сказать, почему так повелось. Скорее всего, такие поверья являются пережитком специфических верований, шаманизма и принятия духов и одушевлённости всего в природе, как данности.
Основываясь на данных из открытых источников, можно утверждать, что численность селькупов с начала 20 века колеблется в пределах от полутора до четырех с небольшим тысяч человек. На сегодняшний день насчитывается всего около 4400 человек этой древней национальности. Тем интереснее, что у них есть собственный язык и сказания, передающиеся из поколения в поколение, сказки.
Одна из селькупских сказок как раз и посвящена запрету охотникам ночевать в лабазе. Понятно, что народ живущий в таких суровых условиях всегда занимался охотой, испокон веков. Занимается и сейчас. Молодые охотники сохраняют старые традиции и следуют им.
Не стану пересказывать сказку дословно (кто захочет, тот найдет оригинал с переводом в поиске), изложу лишь суть и то, как я её понял.
Двух братьев-охотников ночь застала вдалеке от жилья. К сумеркам они оба вышли охотничьему лабазу и младший брат сказал, что будет ночевать в лабазе, мол, там теплее будет и ветра нет. Старший брат сказал, что будет ночевать у костра и предупредил младшего: «Не ходи! В старых вещах не живут, не ночуют, у костра спи!» Но как и во всех сказках водится, младший брат не послушался.
Утром у братьев случился следующий диалог. Старший кричит младшему: «Просыпайся!», а тот отвечает: «Подожди! Я сейчас проснусь, я сам свои суставы соберу и сейчас приду туда!». Как можно понять эту фразу дословно я не знаю, но суть видимо в том, что душа младшего брата, так или иначе, покинула его тело, находящееся в лабазе. Тело стало такой же вещью, как и другие вещи там.
Старший брат ушел из того места и вернулся с людьми, вместе они сожгли лабаз из которого во время пожара слышались крики различных людей. Надо понимать, тех самых, которые там когда-либо ночевали.
Охотник на фоне лабаза.
Посмотрев на эту историю глазами анимиста и шаманиста, можно понять, почему охотники-селькупы (да и многие другие народности Западной Сибири) никогда не ночуют в лазабах. Но мы же не селькупы…