Избежать ДТП с лосем проще простого, но стоит это дорого, поэтому всё, как всегда
Хотел человек съездить в город за продуктами, а попал на полторы сотни тысяч рублей ремонта. Хорошо, что сам невредим остался. Основные проблемы случились у лося и «Ларгуса». Можно считать, что человеку повезло.
Постоянные читатели, вероятно, помнят, как пару лет назад я писал про ДТП с лосем, в которое попал мой товарищ, живущий на краю Ленинградской области. Не стану повторяться и подробно описывать ситуацию. Лось выскочил на дорогу ранним утром, одним махом преодолев высоченную насыпь и стандартное ограждение в виде отбойника. Повезло, что товарищ ехал достаточно медленно, соблюдая скоростной режим. Кому интересны подробности, пройдёт по ссылке и прочитает, что стало с машиной и лосем в итоге. Сегодня же разговор о более важном — можно ли сделать так, чтобы таких случаев стало на порядок меньше?
Я специально не пишу «чтобы таких случаев не было», потому что мы все живем в реальном мире, где это сделать не возможно, пока в нём есть дикие животные и автомобильные дороги, проходящие через места их обитания. Но сделать так, чтобы количество ДТП с участием крупных диких животных стало на порядок меньше, вполне реально.
Ни одна статистика не покажет точного количества аварий с участием диких животных, хотя бы по той причине, что большинство таких аварий не попадают в статистику. Лиса, заяц или ёж так и останутся лежать на дороге. В лучшем случае их оттащит на обочину водитель, остановившийся проверить степень повреждения своего бампера. В статистику попадают только те ситуации, которые приводят к повреждениям автомобиля, связанным с невозможностью его дальнейшей эксплуатации, ну или когда такие повреждения получает водитель. Для этого нужно крупное дикое животное, как минимум кабан или лось. Поэтому в статистике они и фигурируют чаще всего.
Как бы это не казалось странно, но именно крупных животных легче всего удержать от выхода на дорогу. Для это достаточно построить защитное ограждение вдоль автомобильной трассы, оставив несколько проходов на всём её протяжении в местах наиболее частой миграции. В идеале, в таких местах надо строить Экодуки, надземные переходы для диких животных. Но это довольно затратно. Ведь надо не только сделать надземный переход, но и уложить на него грунт, засеять растениями привычными для местных животных, сделать так, чтобы животные не боялись им пользоваться. Иногда уже на этапе постройки дороги, её пускают по высокой насыпи, организую под ней большую трубу — подземный переход для животных. Но в большинстве случаев, просто делают разрыв в ограждении с датчиками движения, завязанными на световую сигнализацию «На дороге лось» и снижение скоростного режима возле этого места. Плюс, расчистку местности вокруг дороги для улучшения обзора.
Подобное уже реализовано на трассе «Кола» (Санкт-Петербург — Мурманск) на территории Лодейнопольского района Ленобласти. И это работает! Могу судить по себе, водитель чувствует себя за рулём намного комфортнее, когда ему не приходится вглядываться в заросшую обочину, ожидая, что вот-вот, на дорогу выскочит лось. К сожалению, та же трасса проходит через множество других районов, где подобные защитные ограждения от диких животных не являются нормой.
Есть и другие решения. Например, нанесение шумовой разметки в местах наиболее вероятной миграции диких животных через дорогу, которая не только заставляет водителей снижать скорость, но и отпугивает животных в момент проезда автомобиля. Или хотя бы перестать посыпать дороги солью в зимний период. Не секрет, что лоси и кабаны зачастую выходят на автомобильные дороги зимой именно для того, чтобы лизать соль, которую они не могут найти в природе. Таким образом, развитие охотничьего хозяйства и организация достаточного количество солонцов помогли бы удержать крупных животных от лишнего риска, связанного с поиском соли на дорогах, и внесли бы вклад в безопасность дорожного движения. Как видите, взаимосвязано всё не только в природе, но и в человеческой деятельности.